Языкослов.
Мысли о словах. И мысли словами же, конечно. Это единственный канал: образы и мысли, чувства и желания — в слова. Без слов человек томится и дело не в молчании, а в том, что и человек и Мир — всё из слов, без них буфер образов закипит, рождая кашу форм, не находящих точку опоры. Слова — полочки, ярлычки, каталог восприятия.
Всё думаю, как же складывается слова человека, чтобы стать фундаментом и инструментом контакта и средством выражения себя и всего своего……?
Насколько же важно, чтобы это причастие к миру словесных форм было максимально достоверно и полноценно? В чьей это власти и когда закладывается язык, как средство обмена самого глубинного внутреннего с самым широким внешним?...
Ведь человек приходит в многослойный структурный мир и в социум совершенно без слов, совершенно прост, физиологичен, банален… А вокруг гудят слова, формы, понятия, ярлыки, обозначения, и всё это важно и всё работает и всё в помощь. Этот мир удобен, если была адаптация и деликатное обучение……
Я лежу в комнате, плотно завернут в ткань.
В глаза слепит лампочка и надо мной склонились люди с низкими голосами, они по очереди произносят что-то, я так ещё не умею. В ушах будто вата, я ничего не понимаю из их звуков, но я совершенно точно понимаю, что мне не очень уютно. Меня распелёнывают и становится удобней. Лампочка не даёт разглядеть лиц, она слепит я и пытаюсь об этом сообщить. Надо мной склонились два силуэта, у одного голос низкий и мягкий….мне нравится…голос, как хлеб…..второй силуэт окудрявлен волосами и голос немного выше…..разговаривает так медово и нежно….не очень приятно, но понимаю по интонации, что ничего не угрожает….
Позже оба голоса дают понять, что второй силуэт называется «мамой», а первый «папой», а если оба — «родители». Начало положено!
Мир предметов и их названий постигать очень просто. Так же легко даётся и мир свойств и черт этих предметов. Остаётся просто развесить меточки-ярлычки. Так и вижу весь мир, усеянный надписями, парящими на привязанных к вещам ниточках..)))
Вот «ложка»….странная вещь, удобней брать руками, но на это голоса родителей твердеют и мне не нравится. Приходится поддаваться и осваивать ложку, привык и потом понял, что ей можно ловко управляться…когда научили распознавать свойства материалов, ложка стала «железной», а в состоянии покоя — «прохладной»…
Вот «дерево»….могучее и высокое, шумит под ветром. Мне нравится. Когда научили цветам, дерево стало «зелёным»…
Вот «перец»….практика показала, что он «горький»….странно, он так близок к «дереву», но при взаимодействии способен «обжигать»….. «огонь» тоже обжигает, если очень близко….
Слово за словом познаётся мир вещей и их ярких сторон.
Но мне есть ещё что сказать, потому что у меня есть обратная реакция на вещи и события. Я не только вижу и констатирую, я ещё и чувствую. Здесь становится сложнее. Это МОИ ощущения, а слова необходимо использовать ОБЩИЕ. Как меня будут учить этому? И будут ли? Большинство слов родителей были о вещах и некоторых социальных и общих нравственных понятиях. Были ещё и рекомендации, как относиться к некоторым явлениям. «Хорошо», «жизнь», «красиво», «дом», «мужчина (точнее, «мужик»)», «вкусно»….. об этих и многих других словах кроме непосредственного обозначения их смысла мне ещё были предоставлены и инструкции к применению. Я считаю это совершенно лишним, поскольку в этом случае восприятие превращается в «second hand», никакого личного мнения, всё обноски……
Но это происходит уже потом, когда начинаешь искать другие слова, не от родителей, начинаешь активно постигать книги, выпиваешь по нескольку за неделю и снова бегом в школьную библиотеку, пока не выпьешь практически всё, полку за полкой, стеллаж за стеллажом…..
Всё бы ничего, но слова родителей приходят с самого начала, маленькими порциями, это фундамент, на котором строится всё остальное. Заменять этот фундамент целиком и сразу крайне сложно, даже невозможно. А по кирпичику — трудоёмко, но в какой-то мере выполнимо. Есть ряд «подаренных» слов, смысл которых я унаследовал, хотя и не разделяю внутренне.
Слово «проблема»….. ощущение чего-то крайне сложного, неразрешимого, офигенно тяжёлого, свинцовое слово, с острыми краями и без удобного места, чтобы взяться…. Суть понятия: не решённая ситуация (в общих чертах), а если назвать её не «проблема», а «вопрос»??.... это уже определения другого порядка, другого настроения, и совершенно не тяжёлое. Мало того, в таком ключе решение придёт гораздо быстрее и легче, потому что человек по природе своей любопытен и ищет ответ на свои вопросы, найдёт и на этот, даже лоб не нахмурив. Обязательно найдёт и сделает это с удовольствием и лёгкостью!
Слово «ответственность»…… самое актуальное из имеющихся сейчас. Тяжёлая дверь в неудобное взрослое, бремя и тяжесть, внимание и строгий спрос за каждый шаг. Причём, изначально посыл был такой, что «ответственность — это настолько сложное бремя, что лучше не берись, ну его…». Подозреваю, что не так всё может быть. Где же радость? Где простор и море возможностей? Кто назначен экзаменатором и контролёром шагов? Мне очень не нравится. Интуитивно представляю иную трактовку: прекрасная возможность творить жизнь, радость. Если «ответственность за свою жизнь» — изобилие возможностей, исполнение любых желаний души, штурвал в твоих руках, УРА! Вместе с этим это должно быть пониманием, что все результаты — мои результаты, какими бы они ни были, это просто: на моём дереве выросли и полноценные плоды, вкусные и красивые, есть и крючковатые, есть и подгнившие, есть опадающие до срока, но от этого ни я ни дерево не стали хуже. С «ответственностью» проще жить, когда понимаешь, что она буквально везде, ты просто вышел из дома, а она уже проявилась в этом.
«Ответственность» за других — это просто сопричастность другому человеку, разделение какого-то мышления и близость к нему. И совсем не защита, потакание, взваливание вины и прочее. Это тоже дерево, так же способно плодоносить…..
И вообще, я бы со словом «ответственность» поступил так же, как с «проблемой», смысловые синонимы иногда помогают….
Я не уверен, пытаюсь строить предположения, как же можно было бы деликатней вводить человека в мир, в мир слов, обозначений, выражений. Думаю, что важно было бы следить, что чувствует сам человечек. «Как тебе? Ты огорчен? Как ты себя чувствуешь: будто бы откусил острый перец или тебя что-то душит? Передай ощущения на уровне схожих свойствах вещей…» (уж рецепторы-то у нас биологически идентичны, здесь понять можно). «Тебе радостно? Это похоже на солнечный день, когда мама угостила тебя вкусняшкой и тебе приятно, тебе тепло и хочется прыгать, много сил и обьятий?...»
Я не знаю, может быть так, действительно, было бы доступней понять.
Ребёнку так нужны слова, свои слова, не мам-пап, свой опыт и свои эмоции, не семейные. Ребёнку…..гм…ну да..мне были нужны, уж слишком много готовых чужих моделей, потому тесно и чуждо.
Одно точно — спасибо словам. Даже уже за то, что выговорился.